Организация
кружковой работы
художественно-эстетической
и декоративно- прикладной направленности
(материал
предназначен для педагогов школ и педагогов дополнительного образования)
С чего начинать организацию кружка? Дело это совсем не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база и интересы учащихся.
У учителей обслуживающего труда и технологии есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку выбор у них очень широкий. Профилей великое множество. Например, «Юная хозяюшка», «Кружок вязания крючком», «Кружок лоскутная мозаика», «Кружок изготовления мягкой игрушки», «Кружок вязания спицами», и так далее.
Итак, профилей десятки, а выбрать следует какой-то один. При этом нужно учесть, что во время работы у детей могут возникнуть различные вопросы, иногда совершенно, неординарные, непредвиденные и абсолютно непредсказуемые. А руководитель кружка ни одного такого вопроса не имеет права оставить без квалифицированного ответа.
Конечно, при выборе профиля кружка педагогу следует считаться не только с субъективными, но и с объективными факторами, одним из которых является материальная база. Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования, материалов, инструментов или возможности его приобрести.
Учет интересов учащихся - это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления.
Перед педагогом стоит труднейшая задача - так поставить дело, чтобы все учащиеся кружкового объединения были удовлетворены.
Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течении всего занятия. Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его.
Теоретический материал обычно даѐтся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.
Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приѐмы с учѐтом знаний и практических навыков, получаемых детьми на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.
Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:
1.Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей группы кружковцев, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в группе ситуаций воспитательных задач.
2. Анализ проделанной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий.
В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения
(словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.
Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного
характера о видах творческой деятельности и технике выполнения работ.
Основное место на занятиях отводится практическим работам.
Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.
Педагогу в процессе работы следует отметить качества, необходимые для развития творчества учащихся и выявления одаренных детей:
· Нужно быть доброжелательным и чутким;
· Разбираться в особенностях психологии одарѐнных детей, чувствовать их потребности и интересы;
· Иметь высокий уровень интеллектуального развития;
· Иметь широкий круг интересов и умений;
· Иметь живой и активный характер;
· Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
· Расположенность к детям, теплота общения с ними.
Общепризнанны следующие творческие методы в преподавании:
· Уважение желания ребѐнка работать самостоятельно;
· Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;
· Создание условий для конкретного воплощения творческих идей;
· Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;
·Способность убедить учеников, что педагог является их единомышленником, а не противником.
Творческая работа руководителя кружкового объединения может быть любого плана. Наиболее характерные варианты:
· Авторская программа дополнительного образования;
· Авторская программа воспитательной работы;
· Пакет дидактических материалов;
· Пакет методических материалов;
· Исследовательская работа.
Любая целенаправленная деятельность предусматривает определѐнную последовательность действий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается в прогнозировании и планировании. Однако в кружковой работе планирование носит весьма специфический характер. Во-первых, до собеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какому направлению они желают работать. Во-вторых, насколько реален замысел ребѐнка и насколько велика его заинтересованность довести этот замысел до конца.
Педагогу необходимо уяснить, как, какими средствами и в течении какого времени ребѐнок собирается осуществить задуманное и какая ему требуется помощь от педагога. Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с ребѐнком довести его несовершенный замысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям, стимулировать его самостоятельную деятельность. Творческая деятельность ребѐнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах, обусловленных мотивацией, порождѐнной детской фантазией
и воображением.
В этом направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности. На то и существуют творческие кружки дополнительного образования, чтобы в дополнение к нескольким теоретическим знаниям способствовать полѐту детской мысли в новое, доселе неизвестное.
Если в школах на основе программы, составленной независимо от желания учащихся, в начале года (согласно этой программе) составляется план работы на весь учебный год и неуклонно выполняется, то применение такой методики к деятельности кружков творческой направленности, а тем более к консультативным формам работы неприемлемо. План творческой работы может корректироваться по ходу работы или даже полностью меняться. Ведь детский замысел основан, прежде всего, на фантазии, воображении и желании ребѐнка. Сам план должен быть динамическим, то есть не исключать корректировки в течение всего обучающего просесса.
В заключение - несколько полезных и весѐлых советов педагогам - руководителям кружка:
1. Будьте оптимистичными!
2. Не забывайте: решающее значение имеет первый момент входа в аудиторию, первое знакомство с детьми.
3. Общаясь с родителями, помните, что взрослые - это те же дети, только несколько усталые;
4. Применяйте правило контрастов: если сначала дать детям волю, а потом прижать – они вас невзлюбят, если наоборот - будут вам благодарны.
5. Помните: ваше главное дело - это общение с детьми; умейте испытывать радость от встречи с ними.
6. Не находитесь на глазах у детей без дела.
7. Если сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь.
8. Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении!
9. Учитесь здороваться с детьми - тоном, которым вы говорите «Здравствуй», тоже можно воспитывать.
10. Постарайтесь всеми возможными способами узнать у ваших подопечных как можно больше: как они растут, как учатся, есть ли у них друзья - это поможет вам в общении с ними.
11. Не смущайтесь своими ошибками - дети, в отличие от нас, всегда прощают нам ошибки.
12. Не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от детей.
13. Умейте быть детьми! Играйте с ними и воспринимайте свою работу с кружком, как продолжение детства!
14. Избегайте:
· Частых моралей и нотаций, выговоров и претензий!
· Ругани, наказаний и угроз!
· Приказов и запретов!
· Нетерпимости и раздражительности!
· Насмешек над детьми, иронии и сарказма!
Штаб Н.С., методист ДТ