«Ақмола обласы білім баскармасының Сандыктау ауданы бойынша білім бөлімі Балкашин ауылының балалар- жасөспірімдер шығармашалық орталығы» коммуналдық мемлекеттіқ мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Центр детско-юношеского творчества села Балкашино при отделе образования по Сандыктаускому району управления образования Акмолинской области»  

Біз әлеуметтік желілерде

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

05.07.2017

Организация

кружковой работы

художественно-эстетической

и декоративно- прикладной направленности

(материал

предназначен для педагогов школ и педагогов дополнительного образования)

       С чего начинать организацию кружка?  Дело это совсем не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, следует обратить особое внимание на три основных момента: профиль кружка, материальная база  и интересы учащихся.

       У учителей обслуживающего труда и технологии есть большое преимущество по сравнению с другими предметниками, поскольку выбор у них очень широкий. Профилей великое множество. Например, «Юная хозяюшка», «Кружок вязания крючком», «Кружок лоскутная мозаика», «Кружок изготовления мягкой игрушки», «Кружок вязания спицами», и так далее.

       Итак, профилей десятки, а выбрать следует какой-то один. При этом нужно учесть, что во время работы у детей могут возникнуть различные вопросы, иногда совершенно, неординарные, непредвиденные и абсолютно непредсказуемые. А руководитель кружка ни одного такого вопроса не имеет права оставить без квалифицированного ответа.

       Конечно, при выборе профиля кружка педагогу следует считаться не только с субъективными, но и с объективными факторами, одним из которых является материальная база. Организуя кружок, следует убедиться в наличии необходимого оборудования, материалов, инструментов или возможности его приобрести.

Учет интересов учащихся - это бесспорно, очень сложный, ответственный момент в организации кружка. Интересы у ребят могут быть самые разнообразные даже в рамках одного какого-нибудь направления.

Перед педагогом стоит труднейшая задача - так поставить дело, чтобы все учащиеся кружкового объединения были удовлетворены.

Школьники младшего возраста с большим увлечением занимаются практической работой, поэтому, чем меньше возраст детей, тем больше времени отводится выполнению практических заданий. Нагрузка во время занятий должна соответствовать силам и возможностям кружковцев, обеспечивать их занятость в течении всего занятия. Младшие школьники быстро утомляются при выполнении однообразной работы, поэтому руководитель должен заранее продумать, как построить занятия, разнообразить его.

Теоретический материал обычно даѐтся в начале занятия. Новую тему, то или иное задание надо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала.

Руководитель кружка выбирает методы обучения, методические приѐмы с учѐтом знаний и практических навыков, получаемых детьми на занятиях кружка, поэтому методика обучения в начале учебного года отличается от той, которая применяется в конце года. Постоянно развивая интерес учащихся к занятиям, педагог стремится выбрать такую форму их проведения, при которой представляется возможность самостоятельного творческого подхода к переработке моделей или в создании новых образцов. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленной задачи.

       Организация кружковых занятий проходит следующие этапы:

1.Изучение и постановка воспитательных задач. Данный этап направлен на изучение особенностей группы кружковцев, для эффективного воспитательного воздействия и определение наиболее актуальных для сложившихся в группе ситуаций воспитательных задач.

2. Анализ проделанной работы направлен на сравнение модели с реальным воплощением, выявление удачных и проблемных моментов, их причин и последствий.

В зависимости от поставленных задач руководители кружков на занятиях используют различные методы обучения

(словесные, наглядные, практические), чаще всего, сочетая их. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическую.

Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного

характера о видах творческой деятельности и технике выполнения работ.

Основное место на занятиях отводится практическим работам.

Руководителю необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям руководителю рекомендуется разнообразить методы работы. При составлении плана занятий надо учитывать возрастные особенности детей, степень их подготовленности, имеющиеся знания и навыки.

 Педагогу в процессе работы следует отметить качества, необходимые для развития творчества учащихся и выявления одаренных детей:

· Нужно быть доброжелательным и чутким;

· Разбираться в особенностях психологии одарѐнных детей, чувствовать их потребности и интересы;

· Иметь высокий уровень интеллектуального развития;

· Иметь широкий круг интересов и умений;

· Иметь живой и активный характер;

· Иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;

· Расположенность к детям, теплота общения с ними.

Общепризнанны следующие творческие методы в преподавании:

· Уважение желания ребѐнка работать самостоятельно;

· Умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;

· Создание условий для конкретного воплощения творческих идей;

· Поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;

·Способность убедить учеников, что педагог является их единомышленником, а не противником.

  Творческая работа руководителя кружкового объединения может быть любого плана. Наиболее характерные варианты:

· Авторская программа дополнительного образования;

· Авторская программа воспитательной работы;

· Пакет дидактических материалов;

· Пакет методических материалов;

· Исследовательская работа.

  Любая целенаправленная деятельность предусматривает определѐнную последовательность действий в целях достижения конкретного результата, а поэтому нуждается в прогнозировании и планировании. Однако в кружковой работе  планирование носит весьма специфический характер. Во-первых, до собеседования со своими подопечными педагог не знает, по какой теме и какому направлению они желают работать. Во-вторых, насколько реален замысел ребѐнка и насколько велика его заинтересованность довести этот замысел до конца.

Педагогу необходимо уяснить, как, какими средствами и в течении какого времени ребѐнок собирается осуществить задуманное и какая ему требуется помощь от педагога. Цели и задачи педагога заключаются не в том, чтобы совместно с ребѐнком довести его несовершенный замысел до конца, а опираясь на его внутреннюю мотивацию к действиям, стимулировать его самостоятельную деятельность. Творческая деятельность ребѐнка должна основываться, прежде всего, на его личных замыслах, обусловленных мотивацией, порождѐнной детской фантазией

и воображением.

  В этом направлении должны работать педагоги кружковцы творческой направленности. На то и существуют творческие кружки дополнительного образования, чтобы в дополнение к нескольким теоретическим знаниям способствовать полѐту детской мысли в новое, доселе неизвестное.

 Если в школах на основе программы, составленной независимо от желания учащихся, в начале года (согласно этой программе) составляется план работы на весь учебный год и неуклонно выполняется, то применение такой методики к деятельности кружков творческой направленности, а тем более к консультативным формам работы неприемлемо. План творческой работы может корректироваться по ходу работы или даже полностью меняться. Ведь детский замысел основан, прежде всего, на фантазии, воображении и желании ребѐнка. Сам план должен быть динамическим, то есть не исключать корректировки в течение всего обучающего просесса.

В заключение - несколько полезных и весѐлых советов  педагогам - руководителям кружка:

1. Будьте оптимистичными!

2. Не забывайте: решающее значение имеет первый момент входа в аудиторию, первое знакомство с детьми.

3. Общаясь с родителями, помните, что взрослые - это те же дети, только несколько усталые;

4. Применяйте правило контрастов: если сначала дать детям волю, а потом прижать – они вас невзлюбят, если наоборот - будут вам благодарны.

5. Помните: ваше главное дело - это общение с детьми; умейте испытывать радость от встречи с ними.

6. Не находитесь на глазах у детей без дела.

7. Если сомневаетесь, как поступить, лучше не торопитесь.

8. Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении!

9. Учитесь здороваться с детьми - тоном, которым вы говорите «Здравствуй», тоже можно воспитывать.

10. Постарайтесь всеми возможными способами узнать у ваших подопечных как можно больше: как они растут, как учатся, есть ли у них друзья - это поможет вам в общении с ними.

11. Не смущайтесь своими ошибками - дети, в отличие от нас, всегда прощают нам ошибки.

12. Не отмахивайтесь и не отгораживайтесь от детей.

13. Умейте быть детьми! Играйте с ними и воспринимайте свою работу с кружком, как продолжение детства!

14. Избегайте:

· Частых моралей и нотаций, выговоров и претензий!

· Ругани, наказаний и угроз!

· Приказов и запретов!

· Нетерпимости и раздражительности!

· Насмешек над детьми, иронии и сарказма!

 

Штаб Н.С., методист ДТ

Просмотров: 45840


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст