Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж.Ж.Руссо
Ни для кого не секрет, что проблемы сохранения здоровья детей очень актуальны, как в системе основного образования, так и в системе дополнительного образования. В своей деятельности педагоги должны
использовать приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью детей обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.
На занятиях моего кружка я стараюсь следовать этой истине. Соблюдению температурного режима способствуют регулярные проветривания кабинета . Чередование различных видов деятельности – слушание, рассказ, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы, поиск решения проблемы, самостоятельная работа - также благотворно влияет на здоровье детей. Для релаксации использую игру «Где мы?», когда под прослушивание инструментальной музыки или звуков природы дети пытаются представить себе место, которое навевается музыкой, и ответить на вопрос игры. Переключение на неожиданный вид деятельности развивает быстроту мышления и логику: в процессе работы я даю детям новое слово, пословицу или поговорку. Вместе объясняем значение и находим связь с нашей работой. Сидячий режим на занятии не признаю. Дети не привязаны к месту и могут свободно перемещаться по кабинету во время работы. Конечно, в пределах разумного. Часто использую метод «ученик в роли учителя», обучение действием, обсуждение в группах, методы, направленные на развитие самооценки и взаимооценки. По моему заданию , не вставая с места, дети ищут называемые мной предметы. Или пересчитывают, сколько названных предметов находится в пределах кабинета. Во время физкультминутки выполняем задания «на скорость»: кто быстрее встанет, кто медленнее сядет, кто медленнее поднимет руки, кто быстрее.
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что направленность дополнительного образования на внедрение здоровьесберегающих технологий состоит в том, что:
• здоровьесбережение ставится как цель дополнительного образования;
• для успешности достижения этой цели воспитывается ценностное отношение к здоровью;
• в самом процессе осуществляется здоровьесбережение, так как процесс является не только образовательным, но и
оздоровительным;
• реализация оздоровительного процесса подкрепляется внешними условиями.
Ответственное отношение детей и подростков к здоровью - это проблема не только отдельно взятой личности, семьи, школы. Это задача государства, поэтому и требует объединения всех усилий и государства, и воспитателей, и самих детей. Именно поэтому ребенок имеет право на свободное развитие способностей и интересов, которые могут реализовать в полной мере при наличии здоровья.