Глобальные проблемы современности, несущие угрозу человеческой цивилизации, вызвали необходимость
экологического образования, поэтому в начальной школе идет процесс поиска подходов для формирования экологической культуры младших школьников. Пришло время, когда экологическая воспитанность людей становится залогом процветающего будущего нашей планеты. К мысли об охране природы человек пришел давно. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологические затраты подчас исчисляются миллиардами. Решение этой проблемы можно осуществить через развитие экологического мировоззрения в процессе обучения, воспитания и
практической деятельности подростков на основе изучения эколого-краеведческого материала.
А.С. Макаренко обращал внимание на важность использования природного материала в творческой деятельности ребёнка. Он писал: "...В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии, не просто воображения, а большой творческой фантазии". Художественное творчество с использованием природного материала слагается из нескольких компонентов: изучения материала, определения скрытых возможностей данного материала, определение художественного замысла будущей поделки и непосредственное осуществление этого замысла путём практического создания поделок.
Каждая поделка имеет свой замысел, как по внешнему виду, так и по смысловому содержанию, по идейности. Необходимо максимально стремиться к тому, чтобы природный материал звучал в работе благодаря своему характерному естественному виду с минимальным вмешательством в это дело рук человеческих. В
результате наблюдений дети устанавливают, что природа сама по себе является прекрасным скульптором, остается только угадать в ее причудливых созданиях что-либо похожее на предметы окружающего мира и постараться усилить, подчеркнуть это сходство. Например, желудь. Он тем и хорош, что очень удачно передает форму тела маленького человечка. Маленький древесный гриб может идеально предстать в виде головы лягушки. Поход за природным материалом – это не просто увлекательная прогулка, в которой дети идут при руководителе гурьбой и бездумно созерцают окружающую их природу. Подготавливая экскурсию, руководитель чётко формулирует её задачи, цели, маршрут. Во время сбора природного материала руководитель побуждает ребят
внимательно вглядываться в окружающую их природу. Постоянно должны звучать вопросы, которые могут помочь натолкнуть детей на мысль: "На что похоже? Что напоминает?" Организованный таким образом сбор материала даёт возможность детям активно воспринимать его форму, цвет, запахи, развивает у ребят любознательность, наблюдательность, любовь к родной природе. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Для изготовления поделок можно использовать шишки сосны, ели, лиственницы; кору сосны и березы; высушенные цветы и листья разных деревьев и кустарников, веточки, сухие коряги, песок, морские камешки, ракушки, семена растений, сухие плоды и т.д. При выполнении работы из природного материала можно совмещать различные техники, что придаст готовой работе необычность и индивидуальность.