Интеграция в системе дополнительного образования.
В настоящее время роль системы дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой проектной деятельности.
В профессиональной деятельности педагога дополнительного образования всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологиям обучения. Отличием педагогических технологий в дополнительном образовании от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему обучающихся. Интеграция содержания дополнительного образования, способствует формированию у детей младшего школьного возраста представления о целостной картине мира. А грамотное интегрирование предметов на материалах таких областей, как экология, изобразительная деятельность, музыка, театральное искусство, декоративно-прикладное творчество способствует наиболее выразительному проявлению художественно-творческих способностей младших школьников.
Результаты интеграции для обучающихся:
По существу, интеграция обучения в дополнительном образовании младших школьников имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения эколога и художника слова, живописца, музыканта и т.д.
Таким образом, проблема интеграции содержания дополнительного образования актуальная и разносторонняя. Комплексное решение её даёт возможность устранить целую группу разногласий, стоящих перед системой образования на протяжении длительного времени. Особым условием, обуславливающим специфику экологического и эстетического воспитания, является организация целенаправленного общения с природой. В этом случае реализуется принцип природосообразности, который в настоящее время становится ведущим во всей системе образования и включает в себя:
а) следование «природе» ребенка, учет возрастных и индивидуальных особенностей;
б) идею использования природной среды в целях воспитания, организацию взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира;
в) соответствие воспитательного процесса особенностям окружающей природной и социальной среды, ее культурным традициям.
Интеграция обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности обучающихся и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении различных задач. Общая цель любого интегрированного занятия – достижения целостного представления об изучаемом явлении, процессе, которые заявлены в теме или разделе образовательной программы. Если педагог выдвигает цель по ознакомлению обучающихся, с теми или иными явлениями по теме или разделу программы, то в таком случае, интегрированное занятие будет выполнять функцию вводно-обзорного занятия по той или иной теме или разделу программы. Если же такое интегрированное занятие проводится в конце изучения темы или раздела, то имеет место занятие обобщения знаний, умений и навыков по пройденному материалу, которое является наиболее приемлемым вариантом в логике динамики познавательного процесса: от общего к частному, от частного к общему.
Анализ педагогической практики в системе ДОД подтверждает, что интегрированные занятия наиболее эффективны, если являются обобщающими.
Использованные источники:
1. Хаванова Т. А., Интегрированные занятия, как форма организации учебного процесса